Структура содержания исследовательской работы
В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела:
введение, основная часть и заключение.
Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На
основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее,
исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании
цели определяются его задачи.
Объект исследования — это процесс, явление и т.п., которое
исследуется, а предмет— часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы
объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то,
чему оно посвящено. , Определение цели и задач исследования зачастую вызывает
значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно
формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах.
Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является
отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы«доказать»,
«обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в
том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение,
например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная
программа и т.п. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать»,
«описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования
не должно быть слишком много. Оптимальное их количество — три-пять. Задачи
исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы,
которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного
познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент,
моделирование и др., так и специальные методы. Примерами специальных методов
исследования могут служить метод меченых атомов, статистический и
термодинамический метод, спектральный анализ (используется в физике и химии),
методы интервалов и математической индукции (используется в математике). В
гуманитарных науках в качестве методов исследования весьма активно применяются
тестирование, анкетирование, интервью. В некоторых случаях используют и узкоспецифические
методы, которые обычно названы по имени разработавших их ученых. Так, например,
в математике для решения уравнений весьма эффективен метод Ньютона (метод
касательных), а наиболее распространенным методом решения системы линейных
алгебраических уравнений является метод Гаусса (метод последовательного
исключения неизвестных); основными методами гидродинамики являются метод
Лагранжа и метод Эйлера (методы описания движения жидкостей). Основная часть
исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его
этапов и процесса.
В заключении исследовательской работы автор перечисляет
результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем
результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы
— с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами
«проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то
результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был
проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...». Выводы,
согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме:
«На основании результатов данного исследования доказано... (обосновано...,
разработано...)». Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую
взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода (см.
схему); последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать
необходимые для этого методы исследовательской деятельности.
Язык, стиль и структурные особенности текста
исследовательской работы
При работе над текстом исследовательской работы принято руководствоваться так
называемым формально-логическим способом описания. Текст исследования имеет
форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и
последовательность. В исследовательской работе допускается использование
аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для
читателя. При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист,
оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и
других источников.
Титульный лист (формат А4) является
первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное
от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле
указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само
слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем
она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов
в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии
конкретности в содержании работы.
Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например,
экзаменационный реферат по биологии. Еще ниже, ближе к правому краю титульного
листа указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится.
После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя
работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии).
В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет
принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором
приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они
начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Далее следует введение, основной текст (согласно
делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной
текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями,
диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержатся цитаты или
ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер
источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.
Например:
Древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне
действовать самому и я научусь». [3, С. 65].
После заключения принято помещать список
использованной литературыи других источников (не менее
3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а
затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее
автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и
количество страниц в тексте.
Общие правила оформления текста исследовательской работы
Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется
от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада — от 1 до 5 страниц в зависимости
от класса и степени готовности учащегося к такого рода деятельности.
К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:
- размер
шрифта 12-14, Times New Roman, обычный;
- интервал
между строк — 1,5-2;
- размер
полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм
(при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а
также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм).
При правильно выбранных параметрах на странице должно
умещаться в среднем 30 строк, а в строке — в среднем 60 печатных знаков,
включая знаки препинания и пробелы между словами. Текст печатается на одной
стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой
они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.
Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифру
номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер
страницы не ставится.
Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников,
приложения) надо начинать с новой страницы.
Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и
последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается
посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий